четверг, 5 апреля 2012 г.

Пчелы в мифологии и легендах.







С древних времен человек связан с пчелами. Добывание меда было одним из средств его существования. Отзвуки этого дошли до нас в мифах и легендах, а также в виде изображений пчел на чашах, сосудах, монетах и т. д.



Все народы древности поклонялись тем или иным животным. Среди них особое место занимали пчелы.

В Древнем Египте пчелу почитали и изображали на обелисках. Объединивший Нижний и Верхний Египет фараон Минос избрал эмблемой Нижнего Египта пчелу. Египтяне на своих прошениях фараону рисовали пчелу как символ преданности. Они видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к смерти, опасности, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. Египетские фараоны носили титул Повелителя пчел. Согласно верованиям египтян, душа, покидая тело, превращается в пчелу. Поэтому на гробницах первой династии фараонов находят изображения пчел, а в их усыпальницах — сосуды с медом. Изображения ульев обнаружены и на могилах других египтян.
Из египетской мифологии известно, что мед и воск широко употреблялись при торжественных жертвоприношениях и бальзамировании трупов.
В Индии — стране древнейшей культуры — мы находим множество свидетельств интереса к пчелам. Индийское название пчелы — « медхукара», то есть «делающая мед». О ней упоминается в мифах, песнях и старинных т.д. законов. Индийский бог солнца — Вишну изображается в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чаше цветка лотоса, * о нем говорится, что там, где ступит его нога... потечет мед. Бог Кришна изображался с летающей над головой голубой пчелой.
Бог любви Кама носит лук из сахарного тростника, тетива которого состоит из цепи пчел. Это символ сладких страданий, причиняемых стрелой явобам-
В языке некоторых африканских племен множественность предметов подчеркивается сравнением с пчелами. Для того, чтобы сказать, что у человека много скота, там говорят: «У него скот, как пчел в рое» или «число его коров подобно пчелиному соту».
В народной медицине мед применялся для омолаживания одряхлевших вождей и их лечения, так как считалось, что он обладает магическими свойствами.
Некоторые народы Среднего Востока имеют обычай устанавливать ульи на могилах людей, которые при жизни отличались храбростью. Существует несколько объяснений этому. Считается, что пчелы будут охранять могилу так же тщательно, как охраняли свои соты, или что пчелиный рой обеспечивает умершего пищей, необходимой для путешествия на тот свет.
Чаще всего считали, что пчелы символизируют бессмертие. Подобно духам или ветру, которые меняют свое место, но никогда не умирают, их изображение на могилах будет жить в наставлениях, которые они давали при жизни. У многих народов прочно держался обычай извещать обитательниц улья о том, что кто-нибудь в семье хозяев умер. Считалось обязательным обращаться к пчелам в самой дружеской форме, не скупясь на ласковые слова, так как они могут обидеться и покинуть улей.
Арабское название пчелы «нехлет» означает «дар божий».
Согласно персидским сказаниям, пчелы сидят на губах божества истины и веры — Митнаса, и он сразу узнает лжеца, наказывая его ужалением.
Богата и разнообразна древнегреческая мифология. В ней наряду с богами часто упоминаются и пчелы. Известно, что пищей бессмертных олимпийских богов служила амброзия, а напитком — нектар. «Божественный нектар», несомненно, можно отождествить с цветочным нектаром, а амброзию — с цветочной пыльцой.
Во время пиров на Олимпе вокруг пирующих снует прекрасная пара: богиня молодости Геба и юноша Ганимед. Они разносят амброзию удивительной сладости, тающую во рту. Она дает всему телу силу, умиротворенность духа, бессмертие души. В золотых кубках подается нектар. Лидийский царь Тантал — сын Зевса не раз бывал по воле богов на Олимпе, пировал с ними за одним столом. И Тантал возгордился, стал считать себя равным. им. Возвращаясь с Олимпа, он брал с собой пищу богов — амброзию и нектар — и угощал ими своих друзей, пируя у себя во дворце. За это боги жестоко наказали его.
Богиня Деметра, покровительствуя царю Келею, воспитывала его сына Демосфонта. Желая сделать юношу бессмертным, она натирала его амброзией и закаляла в огне.
Пчелы в понятии древних народов всегда относились к атрибутам божественного. Так, эмблемами Зевса были орел и пчела. Греческая мифология рассказывает, что Зевса, родившегося на Крите и воспитывавшегося в пещере, вскармливали молоком божественной козы и нектаром. Золотая колыбель Зевса стояла в Идайском гроте. Вся природа окружила любовью колыбель нового бога. Голуби с берегов океана приносили ему амброзию, каждый вечер прилетал орел, неся в когтях кубок с нектаром, пчелы собирали для него сладчайший мед и охраняли вход в пещеру. Когда смертные проникли в пещеру Зевса, чтобы похитить мед, на них напали пчелы.
Согласно мифологии, пчеловодство Греции тесно связано с именем Аристея. В прекрасный солнечный день Аполлон встретил девушку редкой красоты Кирену, в которую влюбился и сделал своей женой. Сына они назвали Аристеем. По традиции Аполлон отдает новорожденного на воспитание нимфам. Они научили Аристея искусству возделывания земли и, главным образом, пчеловодству. Став взрослым, Аристей захотел поделиться с людьми обретенными знаниями. С этой целью он посещает остров Кея в Эгейском море, где учит местных жителей пчеловодству. Позже, чествуя память Аристея, жители Кея отчеканили монету с его изображением.
В жизни земледельцев Италии пчела играла настолько важную роль, что они избрали ей особую покровительницу в лице богини Меллоны.
Мифологические сказания говорят о том, что первым заниматься пчеловодством стал бог вина Бахус. Вот как пишет об этом римский поэт Овидий: «Однажды Бахус в сопровождении сатиров прогуливался в покрытой цветами долине Родопа, когда на звук, производимый цимбалами сатиров, стали слетаться неизвестные насекомые, — это были пчелы. Пчелы прилетали на звук меди, и Бахус, собрав их в рой, запер в дупло».
Во время жертвоприношений в Древней Греции и Риме животных и фрукты поливали медом.
Согласно французским и швейцарским народным поверьям, пчелы — души умерших. Благородные особы украшали свой герб изображением пчелы, символизирующей трудолюбие и порядок.
Северный эпос связывает миф о происхождении священного меда, дающего силы, поэтическое вдохновение и мудрость с именем одного из главных богов — Одина, который добыл мед у великанов.
Древние викинги, шедшие в бой, верили в то, что в Вальхалле (жилище эйнхериее — павших в бою храбрых воинов) их ждет неиссякаемое медовое молоко козы Хейдрун, а в сагах говорится, что за столом отца героев — Вотана — избранные получат из рук Валькирии рог с дивным медом.
В Америке у племени майя был бог пчел Ахмузенкаб, изображения которого находят на настенных украшениях архитектурных памятников. Индейцы майя поклонялись и другим богам, считавшимся покровителями пчел. Они принимали все меры предосторожности, чтобы не причинять вреда пчелам при работе с ними, и если пчела погибала, они даже заворачивали ее в листок и хоронили. Из воска готовили свечи, которые использовали в качестве приношения богам. В поговорке латиноамериканских народов говорится, что пчелу создали ангелы. Согласно преданию, великий дух Маниту создал пчел из людей племени индейцев, которые отличались большим трудолюбием, а ленивых превратил в мух.
У целого ряда племен Австралии пчеловодство связано с именем Байаме. Однажды в поисках дикого меда он пошел вслед за пчелой, к ноге которой привязал птичье перо.
Конечно, мифы и легенды наивны, в них много вымысла, но тем не менее они открывают нам далекую страницу истории пчеловодства

Комментариев нет:

Отправить комментарий