четверг, 5 апреля 2012 г.

Развитие пчеловодста. Программа-максимум.


Национальная программа развития пчеловодства до 2011 года, опубликованная в конце минувшего года, предполагала увеличение за это время численности пчелиных семей в Украине до 6 млн., производства меда — до 120 тыс. тонн, а его экспорта — до 20 тыс. тонн. Большинство мелких и средних пасечников относятся к таким рубежам более чем скептически. Причина проста: они работают в основном на внутренний рынок, а на нем наблюдаются признаки насыщения. 


Снижаются закупочные цены на мед, растут цены на бензин (нужен для перевозки ульев между зонами цветения медоносов и перевозки самого меда), на сахар (нужен для подкормки пчел), на древесину (а значит, на ульи и пчеловодческий инвентарь)… Падает рентабельность пасек, некоторые из них вынуждены сворачивать производство. Где уж тут до двукратного роста!
Однако, как считают многие пасечники, например, председатель «Братства пчеловодов Украины» Сергей Уласик, внутреннему рынку меда есть куда расти. Не говоря уж о значительном экспортном потенциале украинского пчеловодства: мировой спрос на мед тоже растет, а вместе с ним — импорт меда развитыми странами… Казалось бы, производи сладкий продукт на благо собственной страны и всей Европы!
Однако это все теория.
Проблема в том, что внутренний рынок меда в Украине не организован. Пчеловоды либо продают свою продукцию сами, с помощью друзей и знакомых. Либо у них ее скупают оптовики.
Закупочная цена на мед составляет сегодня 5—10 грн. за килограмм. Ее нижний предел почти сравнялся с розничной ценой сахара. Кроме этого, оптовики часто балуются с пчеловодами отсрочкой платежа. Бывают и откровенные «кидки». Навар оптовиков можно оценить исходя из того, что закупочная и розничная цены меда отличаются втрое. Таким образом, у пасечника есть выбор: или продать мед быстро, без хлопот и получить хоть какие-то деньги, так необходимые летом, или придержать мед до зимы и заняться его продажей самостоятельно, уже по розничным ценам, через друзей и знакомых.
Однако много меда так не продашь. На некоторых пасеках есть нереализованные запасы с прошлых лет, которые оптовики иногда скупают еще дешевле. Старый мед перемешивается с новым для удешевления конечного продукта. В ущерб качеству.
Вывод: внутренний рынок меда насыщен именно в том состоянии, в котором он находится. Изменить в нем что-либо мелкие производители не в состоянии. Дать толчок для изменений может только государство.
Остается надеяться на увеличение экспорта. Для сравнения: розничная цена на мед в странах Европы находится на уровне нескольких евро за килограмм, то есть в 2,5—3 раза выше, чем у нас. Золотое дно, да не про нас.
В большинстве развитых стран действуют чрезвычайно жесткие нормы и стандарты качества в отношении меда. Для осуществления поставки в эти страны необходимо предоставить пакет документов, подтверждающих качество. И здесь возникает сразу несколько проблем.
Во-первых, небольшие производители не будут тратиться на экспертизы и получение различных сертификатов на партии меда в несколько сот килограммов и даже в несколько тонн. Во-вторых, лабораторий, которые могут выдать такой сертификат, в Украине пока аж две — в Киеве и Львове. К тому же, положительные результаты экспертизы, проведенной в них, совершенно не обязательно будут подтверждены в европейских лабораториях. Конкуренция.
В-третьих, в Украине длительное время отсутствовали сами стандарты качества на продукцию пчеловодства — действовал ГОСТ 1987 года. Новые стандарты разработаны только в текущем году, однако еще не до конца прошли процесс утверждения в бюрократических инстанциях.
В-четвертых, несмотря на то что украинский мед достаточно высокого качества, он «хромает» высоким содержанием антибиотиков и других лекарственных веществ, которые пчеловодам рекомендуется применять для «оздоровления» и лечения пчел. Это, конечно, общемировая проблема: эпидемии в последние годы поражали пчел в Испании, Германии и других странах, и мир с ними борется (например, выводятся породы пчел с развитым гигиеническим поведением, испытывающие меньшую потребность в лекарственной профилактике заболеваний). Но чем не повод забраковать какую-нибудь партию украинского меда уже после пересечения им границы?
В Европе продукт в таких случаях положено утилизировать. Рассказывают, были случаи, когда такая утилизация оказывалась фиктивной, а украинский мед преспокойно продавался под видом чешского или швейцарского — благо, вкусовые и ароматические качества продукта вполне на уровне.
Таким образом, даже крупному оптовику выгодно продать украинский мед за границей достаточно трудно. Можно продать дешево. Например, в Польшу. Где украинский продукт смешивают с дорогим ЕС-овским чешским медом (считающимся одним из лучших в Европе). Полученный мед с высокими характеристиками, но более низкой ценой продают в Германию, Британию и Францию под видом чешского и польского…
Итак, для того чтобы можно было говорить о существенном росте экспорта украинского меда, его продвижение на мировом рынке должно также поддержать государство. В первую очередь, созданием эффективной сертификационной базы. Иначе со вступлением Украины в ВТО наша медовая промышленность будет обречена на вечный кустарный уровень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий